Использование и классификация
Подобные изделия отличаются от подшипников других типов тем, что в их конструкции реализован иной тип распределения внешних нагрузок. Они рассчитаны на восприятие максимальных осевых и незначительных радиальных. Иными словами, рабочая нагрузка имеет вектор, смещённый на 90° по сравнению с другими моделями подшипников.
Способность воспринимать существенные осевые нагрузки позволяет опорному подшипнику обеспечивать требуемую подвижность существующей кинематической пары в нужной проекции.
Информация общего характера
Опорные подшипники, для удобства подбора и использования, классифицируются по нескольким показателям.
По с существуют:
- подшипники скольжения;
- изделия качения.
Первые применяются значительно реже вторых, которые составляют подавляющее большинство современных версий опорных подшипников.
Ассортимент подшипников качения, в свою очередь, принято подразделять по:
- числу рядов имеющихся тел качения выделяют: однорядный, двухрядный, многорядные типы;
- форме используемых тел качения. Последние могут быть шариковыми либо роликовыми.
По такому параметру, как конструктивное исполнение, опорные подшипники делятся на несколько подгрупп:
- изделия, укомплектованные двумя кольцами (внутренним и внешним), предусматривающие установку с использованием имеющихся монтажных отверстий.
При этом прижимные фланцы для выполнения установочных работ не применяются.
Наружное кольцо в подобных изделиях имеет, чаще всего, массивную форму.
Следует отметить автономность работы данного подшипника, функционирующего независимо от агрегата в целом. Такое решение позволяет обеспечить бесперебойное и стабильное вращение с требуемой точностью. Причём вращаются оба кольца, внешнее и внутреннее.
- опорный подшипник имеет разъёмную конструкцию и монтируется по месту без наружного кольца.
Это техническое решение обеспечивает достижение требуемой точности вращения кольца внутреннего.
- модель со съёмной внутренней обоймой. В этом случае решается задача обеспечения необходимой точности вращения кольца наружного.
В комплектации с одной обоймой подшипник работает, используя в качестве дорожек качения:
- наружную поверхность вала, прошедшего специальную обработку (при отсутствии внутреннего кольца);
- внутреннюю поверхность посадочного отверстия корпуса (при отсутствии внешней обоймы), которая также должна пройти специальную обработку.
Существуют сепараторные модели, состоящие только из тел качения, скреплённых сепаратором. В качестве дорожек качения они используют поверхности посадочного отверстия и вала. Эти модели отличаются повышенной жёсткостью.
Варианты применения опорного подшипника
Изделия подобных конструкций достаточно часто используются в устройствах и механизмах агрегатов различного назначения в ситуациях, требующих постоянного восприятия существенных внешних нагрузок осевой направленности.
К ним можно отнести:
- шпиндели различных станков и их вращающиеся центры;
- редукторы группы тихоходных;
- валы, установленные вертикально;
- конструкции домкратов;
- задвижки;
- оборудовании для металлургической промышленности (в конструкции прокатных станов);
- поворотных устройствах.
Наиболее близким и знакомым, практически всем автовладельцам, вариантом использования опорных подшипников является их применение в стойках амортизаторов.
Чаще всего (зависит от модели и года выпуска авто) их устанавливают в месте, где амортизатор крепится к кузову автомобиля (непосредственно под амортизатор).
Наличие подшипника подобного типа в данном месте позволяет обеспечить требуемую подвижность стойки амортизатора при совершении поворота колеса (обычно речь идёт о подвесках типа «качающаяся свеча» либо «Мак-Ферсон»).
Теги: Опорный подшипник, Сферы использования опорных подшипников,