Классификация подшипников скольжения
В специальной литературе данные изделия имеют ещё одно наименование, опоры скольжения. С технической точки зрения оно является наиболее верным, так как описывает их основное назначение, поддержание в заданном положении вращающихся валов.
Классификация подшипников скольжения
В её основу положен учёт конструктивных особенностей изделий. Согласно данному параметру выделяют:
- Нерегулируемые неразъёмные типы, состоящие из корпуса, прикрепляемого к конструкции, в которую устанавливается подшипник, либо выполняемого с ней в качестве единого целого. В корпус устанавливается цилиндрическая втулка (вкладыш).
Втулка может иметь борт, либо выполняется без него. Существует несколько вариантов её установки в корпусе: размещение, затем стопорение по месту (с использованием винта или штифта), либо последняя запрессовывается по месту.
Смазка подаётся к местам трения по специальным подающим канавкам. Чтобы обеспечить гарантированное смазывание зон, подвергающихся максимальной нагрузке, в конструкции предусмотрено наличие масляного кармана (сленговое обозначение, «холодильника»).
- Неразъёмные регулируемые, обустроенные во внутреннем корпусе. Имеют цилиндрическую втулку, конусное посадочное отверстие и концевую внешнюю резьбу (что позволяет использовать для регулировки положения гайки).
Нужный зазор выставляется перемещением втулки по оси вращения. Использование штифта исключает проворачивание детали в ходе регулирования.
- Регулируемые неразъёмные, комплектуемые наружным конусом. В последнем выполняется сквозная прорезь.
Требуемая величина расстояния «вал - устанавливаемый вкладыш» может быть выставлена перемещением вкладыша вдоль продольной оси вала. Наличие прорези позволяет ему сжиматься при этом.
После достижения нужного положения выполняется фиксация с использованием болта, головка которого выполнена в виде срезанного конуса.
- Разъёмные - имеют конструкцию, состоящую из вкладышей (нижний, верхний), корпуса и крышки изделия.
В верхнем изготавливается смазочная канавка. Смазка подаётся в неё через специальное отверстие в корпусе.
Крышка имеет двух или четырёхточечную фиксацию к корпусу. При этом применяют резьбовой крепёж и специально выполненные разъёмы.
Место непосредственного контакта крышки с корпусом имеет выполненный уступ либо комплектуется парой штифтов. Это позволяет более надёжно осуществить центровку и свести до минимума поперечные усилия, возникающие в процессе работы.
Возможен вариант фиксации вкладыша по оси выполненными на нём бортами (применяется в случаях, когда толщина последнего превышает 3 мм). Для защиты от проворота используется крепёж (штифты, втулки, винты).
При меньшей толщине вопрос решается формированием уступа на вкладыше и специальной выемки на корпусе.
Нужный зазор можно выставить, применив комплект прокладок фиксированной толщины, размещаемых с противоположных сторон устанавливаемого вкладыша.
- Цельные самоустанавливающиеся подшипники скольжения. Используются на многоопорных валах и позволяют компенсировать перекосы, возникающие между валом и опорой;
- Самоцентрирующиеся сегментные.
Эти модели комплектуются вкладышами в виде сегментных подушек, толщина которых превышает 3 мм. Это обеспечивает независимую установку (по отношению к валу), благодаря возможности одновременного поворота сразу в двух плоскостях. Исключают вибрацию узлов.
Кроме типов, рассмотренных выше, существуют варианты менее востребованные. К ним относятся:
- Цельные многоклиновые регулируемые;
- Газостатические;
- Газодинамические либо гидродинамические;
- Гидростатические;
- Упорные (иное наименование, подпятники).
По типу воспринимаемых внешних нагрузок подшипники скольжения делятся на три группы:
- Радиальные (аксиальные);
- Упорные;
- Радиально-упорные
У нас можно приобрести любой из рассмотренных типов подшипников скольжения (под заказ или со склада).